"Где нет закона, нет и преступления."

Апостол Павел
 — Послание к римлянам, 4, 15
Воскресенье, 19.05.2024, 09:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Нарушение прав [1]
Другие [2]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Законодательство » Другие

КОРРУПЦИЯ В РОССИИ: СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Прежде чем говорить о коррупции, следует сказать о теневой экономике, одной из составных частей которой она является. Теневые процессы проявляются в экономике любого типа, свидетельствуя о том, что существует неудовлетворенный спрос. Чаще всего, это – желание получать дополнительные доходы. Очевидно, что теневая экономика развита сильнее в тех странах, где наиболее высокие налоги. В обществе с высокими жизненными стандартами и столь же высокой налоговой шкалой стремление укрыть часть налогов от налогообложения выражается наиболее ярко. Об этом свидетельствует опыт Швеции, Норвегии, ФРГ и других стран, в которых социальная направленность развития обусловлена налоговой системой. Шведский экономист Хансен определяет размер нелегальной экономики как разность между общим использованием доходов для потребления, сбережения, уплаты налогов и т.п. и общими заявленными доходами, вычисленными на основе налоговой статистики.

Рост доходов может осуществляться различными способами, что очень важно иметь в виду, поскольку борьба с теневой экономикой не может дать положительных результатов в случае, когда эти различия не учитываются.

Один способ увеличения доходов – нелегальное производство товаров и услуг. В этом случае предприниматель удовлетворяет потребность в дополнительных доходах за счет использования более дешевых ресурсов и неуплаты налогов; наемные нелегальные работники реализуют возможность получать доходы; потребители также получают выгоду, поскольку нелегально произведенные товары и услуги в рыночной экономике реализуются по ценам, ниже сложившихся, что обеспечивает покупателям дополнительный доход.

Все нелегально произведенные товары и услуги увеличивают национальный доход, и в этом их позитивное значение. Но, с другой стороны, от 15 до 30% всей суммы запланированных налоговых поступлений проходят мимо бюджета. Исследования профессоров Цюрихского университета Б. Фрея и Х. Века свидетельствуют о том, что нелегальная экономика – органическая составная часть любого народнохозяйственного комплекса, причем отмечается обратная зависимость:чем меньше прирост в официальном секторе, тем активнее подпольная сфера, и наоборот.

Отсутствие методики анализа теневой экономики, неумение определить тенденции ее развития оказывают негативное влияние на все экономическое развитие, что особенно заметно в российской переходной экономике, в которой именно сфера нелегального производства товаров и услуг, сложившаяся в советской экономике, могла использоваться как переходная к рынку форма, поскольку только в этой сфере, хотя и искаженно, действовали рыночные законы и складывались отношения рыночного типа. Игнорирование развитого теневого сектора в любых условиях не дают возможности моделировать на макроэкономическом уровне, затрудняют управление народнохозяйственными комплексами. Макроэкономические исследования заходят в тупик: невозможно обеспечить согласованность между научными исследованиями, построенными на абстрактных теориях и официальной статистике, с одной стороны, и реальной экономической жизнью – с другой.

Разрастание сферы теневой экономики, особенно в условиях современной России, все большее сращивание ее с официальной усиливают негативные явления: а) снижается управляемость экономикой; б) растет дифференциация в жизненном уровне; в) резко падает мораль, поскольку растет убежденность в безнаказанности, возможности существовать вне рамок официальной экономики.

Опыт переходной российской экономики свидетельствует о том, что сложился замкнутый круг: дефицит государственного бюджета не позволяет снизить налоги, а фирмы и домохозяйства стремятся укрыть доходы от налогов. Более того, чем большее количество налогоплательщиков старается уклониться, тем большее давление оказывается на оставшихся. Таким образом, государственная политика России вытесняет в нелегальную сферу вслед за мелким и средний бизнес. По итогам опросов директоров предприятий различных форм собственности доля нелегальной деятельности в общем объеме хозяйствования прогрессивно возрастает. В конечном счете, сфера нелегального производства попадает под влияние криминальных структур и сросшихся с ними коррумпированных чиновников. Коррупция – другая особенность теневой экономики, которая в России формирует особую сферу, давление которой остро ощущается во всех областях социально-экономической жизни России.

В отличие от нелегального производства товаров и услуг, эта сфера непроизводительна и связана с перераспределением национального дохода. В толковом словаре коррупция определяется следующим образом: «Коррупция – моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами». Во всех развитых странах коррупция рассматривается как наиболее опасное для общества явление, которое преследуется законом. В ФРГ должностное лицо, получившее взятку, наказывается лишением свободы на срок до 6 лет.

Во Франции за аналогичное преступление предусматривается наказание сроком до 10 лет, которое можно заменить денежным штрафом в 2-кратном размере взятки.

За подкуп коммерческого партнера в США провинившееся лицо может быть осуждено к заключению сроком на 5 лет либо принуждается к уплате штрафа в 10 тысяч долларов. В Японии за аналогичное преступление наказание строже – 7 лет. Наиболее радикальные меры применяются к коррупционерам в Китае. В 1989 году за преступления в этой сфере казнено более 30 человек, 30 тысяч осуждено на различные сроки заключения, более 20 тысяч человек попало под следствие. Однако, несмотря на ужесточение, коррупция в Китае, где позиции чиновничества не поколеблены либеральными реформаторами, продолжает оставаться одним из самых распространенных преступлений, наносящих экономике значительный урон.

В развитых странах дела о коррупции видных политических и государственных деятелей подвергаются широкой огласке; запятнавшие себя чиновники, независимо от ранга, вынуждены покидать посты. Широко известны примеры, когда в 80-е годы в ФРГ разразился скандал вокруг «дела Флика», в котором тесно переплелось сразу несколько видов экономических преступлений: уклонение от уплаты налогов, коррупция, манипуляция с налоговыми льготами, подкуп должностных лиц.

В результате разоблачения незаконных действий диверсифицированного западногерманского концерна «Флик А.Г.» в отставку ушли видные политические деятели, оказавшиеся замешанными в этом деле. В первую очередь, министр хозяйства ФРГ О. Ламбсдорф, которому предъявили обвинение в необоснованном предоставлении льгот концерну. Всего в ходе расследования этого дела привлечено к ответственности более 1700 человек – представителей правящих партий. Оказался замешанным и Г. Коль, бывший в то время федеральным канцлером ФРГ.

В Японии со своим постом расстался К. Танака, бывший в 80-е годы премьер-министром. Судебный процесс, длившийся более 13 лет, подтвердивший причастность видного японского деятеля к афере с поставкой в страну недоброкачественных самолетов американской фирмы «Локхид», закончился осуждением известного во всем мире человека.

В 1991 году в Италии группа наиболее известных следователей начала операцию «Чистые руки», цель которой – борьба с коррупцией. В стране, где степень коррумпированности чиновничества одна из наиболее высоких в мире, проведение операции вызвало состояние шока, политико-финансового землетрясения. Следователи добрались до высших государственных эшелонов власти, включая главу правительства социалиста Беттино Кракки и Сильвио Берлускони, когда тот занимал пост премьер-министра. Впервые в итальянской истории главе правительства предъявлены обвинения в подкупе налоговой полиции фирмами, входящими в состав принадлежащего Берлускони холдинга «Фининвест». В грандиозных скандалах оказались замешанными две крупнейшие в послевоенной Италии политические партии – христианско-демократическая и социалистическая, которые в конечном счете потерпели поражение на выборах.

Почин итальянских правоохранительных органов получил развитие в усилении борьбы с коррупцией во Франции и Швейцарии.

Однако сегодня итальянские следователи отмечают, что их усилия наталкиваются на серьезные препятствия, судебные проволочки. Один из ведущих специалистов в области юриспруденции Италии Джерардо Коломбо отмечает: «Функционирование итальянского правосудия лишь усиливает чувство безнаказанности. В этой стране становится все труднее как вести дела, так и добиваться окончательного приговора».

В России коррупция стала характерной чертой власти уже в XVII-XVIII веках, когда бюрократия придала взяточничеству столь мощный импульс, что утвердилось неодолимое правило, согласно которому, чем сильнее и влиятельнее бюрократия, тем изощреннее и распространеннее взяточничество.

Появившиеся в XVII веке московские приказы приспособились к мздоимству и вымогательству гораздо лучше, чем к управлению страной. Брали все, начиная от приказного судьи до последнего подьячего и по возможности со всех. В ответ приказных «стращали» наказанием Божьим, пугали «часом смертным» и приводили к клятве с требованием «не корыстоваться».

Однако реакция была обратной: дьяки и подьячие довели до совершенства приказную волокиту. Она была признана лучшим средством воздействия на недогадливых истцов и ответчиков, пытавшихся по наивности одним хождением по приказам решить дела в свою пользу. «Волокиты много, издержки велики, дела мало вершатся», - сокрушались истцы в приказах.

Приказная волокита превратилась в волокиту Московскую, за которой прослеживается вполне ярко выраженная заинтересованность приказного люда избежать четкого и ясного, а потому опасного им законодательства. Приказная атмосфера в конечном счете сформировала один из самых важных бюрократических принципов, переходящий из года в год: чем запутаннее, тем лучше. И неважно, как путать: ссылками на новые указы, регламенты или мемории, как в XVII-XIX веках, или на инструкции, разъяснения, указы и постановления, как в ХХ веке!

Приказная система разлагала всех, кто с ней соприкасался. Честный человек, не берущий «посул» и уж тем более «почесть», всегда был белой вороной.

«Азбука» вымогательства породила массу поговорок: «У приказного правды за рубль не купишь», «Всяк подьячий любит калач горячий», «Земля любит правду, а наш воевода принос» и т.п. Мздоимство процветало, находя все новые и новые формы. Его распространению препятствовало противодействие двоякого рода. Прежде всего, со стороны государства в форме наказания различной степени. Только в конце XVII века пришло осознание того, что материальной основой коррупции (мздоимства) является низкая зарплата чиновников, вынужденных добирать доходы любыми путями для обеспечения себе и своим семьям достойное существование. В Москве родилась идея назначения постоянного и высокого денежного жалования как эффективного средства противодействия вымогательству. В результате всякое «кормление от дел», официально, полуофициально или просто неофициально покрывающее вымогательство, оказывалось как бы вне закона. Однако проект так и остался на бумаге. Позднее идея была подхвачена Петром I, для которого не было в России про

ступка страшнее, чем разрушение его детища – «регулярного государства» – изнутри, преступая «правильные законы». Введение им «Табели о рангах» с твердо установленными окладами должно было, по замыслу его создателей, пресечь мздоимство, но желаемого эффекта достигнуто не было. Не помогло и принятие специальных законов: «О воспрещении взяток и посулов», «О наказании за взятки и лихоимство», «О наказании хищников за взятки лишением имения и живота».

После смерти Петра I в отношении низшего, наиболее многочисленного слоя чиновников произошло возвращение к прежним принципам: «Канцелярским служителям жалованья давать не надлежит, а позволять давать акциденции от дел против прежнего». Красивое латинской слово с благопристойным переводом «непредусмотренные доходы» перетолковано на привычный в России манер и превратилось в известную всем «узаконенную взятку».

Только при Екатерине II денежное жалованье закрепилось за всеми рангами служащих и чиновников. Все прочие доходы считались взятками, а уличенные во мздоимстве несли строгое наказание. Несмотря на то, что постоянное и относительное жалованье означало существенный шаг вперед в плане утверждения законопорядка, взяточничество не исчезло: поскольку с ним боролись чиновники, каждый из которых мог быть пойман, дела по коррупции проволакивались, формировался один из важнейших принципов бюрократического «управления» – круговая порука.

Поистине «золотым» для российских взяточников стал XVIII век. Необходимость давать и брать стала неотъемлемой чертой менталитета большинства людей. Реформы первой четверти того века открывали грандиозные возможности для ренессанса мздоимства: под победоносные залпы в Северной войне возникало государство, проникающее во все поры общественной социально-экономической сферы, формирующее мощную основу для получения взяток. Еще одна из причин распространения коррупции в России во все последующие времена, вплоть до сегодняшнего дня, разрешительный, а не регистрирующий характер подписи чиновников всех уровней и рангов.

Гоголевские городничие, замешанные в XVIII веке, омерзительны еще и потому, что гнули и душили человеческое достоинство, выпестовывая особый тип замоскворецкого купца, так зло высмеянного в произведениях великого русского драматурга А.Н.Островского. В XVIII веке взяточничество и коррупция приобрели в России невиданный размах, поспорить с которым могло только казнокрадство.

Эпоха «просвещенного абсолютизма» еще более усилила стремление российского чиновничества к получению побочных доходов. «Ненасытная алчба корысти дошли до того, что некоторые места, утверждаемый для правосудия, сделались торжищем, лихоимство и пристрастие – предводительством судей», - писали правотворцы елизаветинских времен. С еще более сокрушительными обвинениями выступали законодатели времен Екатерины Великой: «Лихоимственные дела почитать разрушающими государственное положение». XIX век привнес новое в чиновничий мир: появилась новая генерация бюрократов – безликих, начальственнопослушных. Николай I потребовал чиновников неумных, но верноподданных. Однако ситуация не изменилась, коррумпированное чиновничество обирало население с прежним размахом, но более незаметно. При Александре I и Николае II взятки брали губернаторы, председатели гражданских и уголовных палат, брали в министерствах и губернских присутствиях, наконец, в самом Сенате, который должен был бороться со взяточничеством.

Размах лихоимства побудил Николая I предпринять попытку найти губернатора, не берущего взяток. Таких оказалось двое: киевский губернатор Фундуклей и Радищев, сын известного политика, бывший губернатором в Ровно.

Принципы, положенные в основу формирования управленческого аппарата, в конечном счете, обусловили рождение военно-бюрократической системы, представленной огромным количеством серых, бесталанных людей, не воспринимавших инновации, стремившихся задушить все живое, перспективное, порядочное. «Оставляю свою команду не в порядке», – такими словами прощался умирающий император со своим сыном.

Последующая пореформенная эпоха в России открыла новые возможности для вымогательства, обрядив его в «цивилизованные одежды».

Набиравшее силу предпринимательство не имело возможности ни шагу сделать без разрешения чиновничества, ставшего мощным тормозом на пути прогресса, рыночных отношений. Огромные средства, способные поднять экономику, если бы были инвестированы в производство, оседали в карманах чиновников. Всенародная привычка брать-давать привела к такому слиянию подкупа и вымогательства, что Александр III был вынужден принять специальное решение, запрещающее совмещение государственных должностей с должностями в акционерных обществах и банках. Но и в этой ситуации был найден очередной выход: в акционерные общества записывали жен, детей и других членов семьи, что еще раз подтвердило непоколебимость взятки в России. Неспособность аппарата управлять страной поставила ее на грань взрыва и стала одним из факторов, спровоцировавших революцию 1917 года.

Последующие события только подтвердили абсолютную несовместимость российской бюрократии, в которой В.И. Ленин видел самую главную опасность, с рыночными преобразованиями, способными вывести из-под ее контроля огромное экономическое пространство, лишая тем самым привычных доходов.

Главным средством борьбы против коррупции и несокрушимого чиновничьего аппарата вождь революции видел в демократизации общества, налаживании самоуправления. Именно эту роль он отводил всеобщему кооперированию населения, которое должно было стать «важнейшим фактором в борьбе против бюрократизма… борьбе, которую мы и в программе нашей объявили важнейшей задачей». Стремительному разрастанию бюрократического аппарата в годы военного коммунизма способствовало свертывание товарно-денежных отношений и выдвижение на передний план распределительных отношений, центр тяжести перенесен из сферы производства в сферу распределения и перераспределения. С помощью быстро распространяющегося бюрократического аппарата распределительная функция обособилась и превратилась в объект притяжения чиновников всех уровней, поскольку открывались грандиозные перспективы обогащения. К 1928 году распределительно-бюрократический аппарат возрос с 1 миллиона человек в 1917 году до 4 миллионов в 1928 году.

Не удалось предотвратить «нашествия того истинно русского человека, великорусского шовиниста, в сущности, - подлеца и насильника, каким является типично русский бюрократ». Масштабы этого нашествия пугали В.И.Ленина. «Нет сомнений, - писал он, - что ничтожный процент советских и советизированных рабочих будет тонуть в этом море шовинистической великорусской швали, как муха в молоке». Уже тогда стало очевидно, что к власти рвутся не царские и не буржуазные, а новые коммунистические бюрократы.

«Самый худший у нас внутренний враг – бюрократ, - писал В.И.Ленин в 1922 году, - коммунист, который сидит на ответственном ( а затем и на неответственном) советском посту и который пользуется всеобщим уважением как человек добросовестный». С переходом к нэпу сфера, контролируемая бюрократами, сузилась, что обусловило острое неприятие его идей и процессов демократизации общества. «Без аппарата мы бы давно погибли. Без систематической и упорной борьбы за улучшение аппарата мы погибнем до создания базы социализма», - предостерегал В.И.Ленин. К сожалению, это его пророчество сбылось: появилось государство номенклатурного социализма – особого вида административно-командной экономики, хозяйственный механизм которой призван обеспечить условия воспроизводства номенклатурного слоя, поддерживания его жизнеспособности под лозунгом «повышения благосостояния людей».

Нэп унаследовал от «военного коммунизма» не только «вредную косность» аппарата управления и непрерывно разрастающуюся бюрократию, но и груз идеологического и социально-психологического наследия, избавиться от которого оказалось невозможно и отличительной чертой которого стала коррумпированность. В очередной раз продемонстрирована несовместимость российской, а затем советской бюрократической машины с рыночными отношениями, предполагающими обязательную свободу экономического маневра.

И. Сталиным был рожден новый социальный слой – номенклатура, занимающий особое положение в обществе, обладающий собственными, в том числе и экономическими интересами, отличными от интересов общества, а зачастую противоречащие им. Призванный исполнять волю трудящихся, аппарат зажил собственной жизнью, продолжая декларировать общенародные интересы, рождая политику двойных стандартов. Постепенно проявилось, а затем усилилось стремление к узурпации власти, подчинению себе всей экономической и политической жизни в стране.

Во времена правления Л.И.Брежнева номенклатура стала всепроникающей, захватив все ступени власти не только в экономической, но и в общественно-политической жизни, окончательно выйдя из-под какого-либо контроля. Как следствие – ее посредническая роль повсеместно оплачивалась, без страха наказаний. Формируется система взяток снизу вверх, впоследствии легализованная. Именно в этот период появляется новая черта российской коррупции - сращивание государственного аппарата с преступным миром, что придало власти черты классической мафии.

Таким образом, советская номенклатура стала своеобразным инкубатором мафиозных структур, которые окрепли, легализовались в постперестроечный период, после распада СССР. Коррупция стала нормой.

По официальным подсчетам генерального прокурора Ю.Чайки, в 1996 году более 4 тысяч чиновников – взяточники, дела на которых передали в суд. Наиболее коррумпированной считается банковская сфера, где посредством фальшивых авизо в начале 90-х годов сформированы огромные состояния. Затем – Минздрав. Третье место по коррумпированности занимает Агропромышленный комплекс. Черной дырой в бюджете Минсельхоза России стала Федеральная продовольственная корпорация. Только за 1995-96 годы через нее прошли и осели в зарубежных банках сотни миллиардов рублей, не дошедшие до производителей, которым предназначались.

Вот только некоторые примеры, свидетельствующие о масштабах мздоимства, приведенные Ю. Чайкой в «Общей газете» (21-27 ноября 1996 года):

1. Председатель Роскомдрагмета Е. Бычков – инкриминируется незаконный экспорт алмазов на сумму 140 миллионов долларов.

2. Замминистра внешнеэкономических связей А. Догаев – инкриминируется ФСБ контрабанда меди на сумму 302 тысячи долларов.

3. Начштаба коллективных миротворческих сил в Таджикистане генерал-майор Ю. Вьюнов – инкриминирована контрабанда на военном вертолете 109 кг опия-сырца на 1 миллион долларов.

4. И.о. генпрокурора А. Ильюшенко - взятка 40 тысяч долларов.

5. Начальник РУОП Тверской области подполковник Ройтман – 18 тысяч долларов, взятка за организацию заказного убийства.

6. Начальник Главного управления торговли МО генерал-майор В. Царьков– валютные махинации с закупками продовольствия на сумму 50 миллиардов рублей. Большинство коррупционеров, которые получили в народе меткое прозвище «клептократия», так и не были привлечены к ответственности, остались безнаказанными. Из всех экономических преступлений взяточничество – самое нераскрываемое. Причина не только в отсутствии соответствующей правовой базы («Закон о коррупции, предложенный к рассмотрению в 1989 году, так и не был принят), но и в том, что в судебной системе отдельными лицами за определенную мзду создаются «коридоры безопасности», в лучших российских традициях «рука руку моет». На это выделяют огромные, большей частью «грязные» деньги.

Элементы теневой экономики тесно взаимосвязаны: по данным ВНИИ Прокуратуры СССР, трансакционные издержки, связанные с созданием благоприятной для развития теневой экономики инфраструктуры (подкуп юридических лиц, которые распределяют доходы и обладают контролирующими полномочиями), в советской экономике составляли 25% доходов, еще столько же уходило на защиту от правовых органов. И сегодня эта цифра составляет от 30 до 50%. Сегодня взятки дают и берут за все: за лицензию, аренду, продажу земли или недвижимости без аукциона. Банки, заплатив определенную сумму, могут открыть расчетный счет, получить льготный кредит, наличность без очереди. В настоящее время чаще всего взятка принимает материально-вещественную форму, и здесь наблюдается натурализация отношений. Это могут быть: автомашина, квартира, поездка, престижное дачное место, приглашение за границу с предоставлением открытой кредитной карты.

Заметное влияние коррупция оказала на процесс приватизации в России, когда прямое распределение вытеснило конкуренцию из этой сферы, обеспечив формального, фиктивного собственника вместо эффективного хозяина. В этом – одна из главных причин неуспеха постсоветских преобразований. Выиграл тот, кто, найдя подходы к власть имущим, получил легкий доступ к приватизированным объектам. Предпринимательская энергия людей устремилась не на создание нового, не на наращивание экономической активности , а на постоянные переделы имущества, где в качестве одного из самых распространенных методов используется физическое устранение конкурента.

В этой сфере сформированы крупные состояния, получены высокие дивиденды. Естественно, что все активные люди вынуждены принять сложившиеся "правила игры”. Именно поэтому, оценивая ход и результаты приватизации в России, следует иметь в виду, что предложенные схемы создали благоприятные условия для коррупции и легализации теневого капитала.

Ваучерная приватизация в России – передел государственной собственности. В одном из выступлений бывший председатель Госкомимущества РФ В. Полеванов отмечал: ”Гигантские куски госсобственности за бесценок доставались людям, ранее абсолютно безвестным, не сделавшим в своем отечестве ничего, что прославило бы его, не отличавшихся ни производством классных машин или станков, ни разработкой классных технологий. Просто они оказались в нужном месте, и не исключено, что с нужной суммой денег на руках”. Таким образом, не была выполнена одна из главных задач приватизации, поскольку ее безвозмездный характер не смог обеспечить предполагаемого притока денег в народное хозяйство, тем более, обеспечить финансовую стабильность, стать источником инвестиций, сформировать материальную базу решения социальных проблем. От приватизации в федеральный бюджет поступило: в 1992 году – 39,6 млрд рублей; в 1993 – 16,4 млрд рублей; в 1994 – 116,3 млрд; в 1995 году (без залоговых аукционов) – 228,2 млрд рублей, что сост

авляло 0,13 – 0,16% бюджетных доходов.

500 крупнейших предприятий суммарной стоимостью не менее 200 млрд долларов фактически проданы за бесценок (около 7,2 млрд долларов) и оказались в руках иностранных компаний и их подставных структур.

77 из них проданы в металлургии, 85 – в машиностроении, 66 – в нефтегазовой отрасли. 65 – в химической промышленности. Важнейшие морские порты находятся под контролем иностранного капитала.

При фактически бесплатной раздаче государственной собственности оказалось выгодным приобретать собственность для ее последующей перепродажи по реальной стоимости, а не производительно использовать.

Таким образом, возможность за определенную "мзду” получить приватизированное имущество – одна из важнейших причин расцвета коррупции в постперестроечной России, развивающейся на фоне составления бесчисленных программ борьбы с этим, признанным особо общественно опасным, явлением. Безнаказанность высокопоставленных чиновников, как и их криминальных сподвижников, опрокидывает все программы и законы, усиливается процесс криминализации экономики. Разбалансированность финансово-кредитной системы, высокая степень монополизации при относительно свободном ценообразовании, инфляция, жесткость налогообложения, аферные операции на финансовом рынке, отсутствие достаточного контроля за происхождением капиталов – достаточно неполный перечень факторов, по мнению экспертов, способствующих росту коррупции и ее неуязвимости.

Фактически коррумпированное чиновничество состоит на службе у преступных формирований или попадает в зависимость от них и используется для проведения операций.

"Крестные отцы” есть в любом государстве, но в России они контролируют не только черный бизнес (проституция, наркотики, торговля оружием), но и около 80% экономики, в первую очередь – торговлю, в результате за самые необходимые продукты, отечественные овощи и фрукты потребителям приходится платить на 20-30% больше.

Подавляющее большинство опрошенных в 1994 году предпринимателей (58%) считают, что в наибольшей степени коррупция поразила государственный аппарат. Об этом же сказали 51% опрошенных банкиров. По их мнению, неэффективность борьбы с коррупцией обусловлена следующими причинами:

1. Общее несовершенство финансового и гражданского права (99%).

2. Отсутствие закона о борьбе с организованной преступностью и коррупцией (44%).

3. Отсутствие достоверной информации о недобросовестных партнерах и клиентах (42%).

Недостаточно строгое наказание в сфере экономики (21%).

Помимо перечисленных, называются и экономические причины:

1. Недостаточный уровень экономических знаний.

2. Чрезмерная ограниченность полномочий предпринимателей.

3. Низкий уровень оплаты труда государственных служащих.

Опыт показывает, что чем шире распространяется коррупция, тем изощреннее становятся связи официальных должностных лиц с преступными структурами.

Характер постперестроечных преобразований в России таков, что у деловых людей сформировался «комплекс гиперприватности» – боязнь привлечь к своей деятельности внимание государства и чиновников, его представляющих. Чаще всего предприниматели стараются устанавливать с номенклатурой отношения, как с частными лицами. Сегодня государство – неформальная организация, выполняющая властные функции, а множество частных лиц, обладающих определенными полномочиями и способных в силу этого оказывать определенную услугу.

Фактически произошла приватизация рабочих мест чиновниками, которые обладали по сравнению с другими социальными группами деловым опытом, инициативностью, системой деловых связей. Таким образом, важной особенностью преобразований в России последнего десятилетия стало использование чиновниками всех уровней и служб своих возможностей как ресурса для частного предпринимательства.

Директор института экономического анализа А. Илларионов говорит о «приватизации государства». По сути вещей, произошел переход от номенклатурного социализма к номенклатурному капитализму. Безграничная власть чиновников всех рангов получила легальную оценку.

По степени коррумпированности Россия занимает 4 место в мире, после Индонезии, Нигерии, Камеруна. По мнению экспертов МВФ, коррумпированность российской экономики в конце 90-х годов обусловлена «коррумпированной формой капитализма, которая привела к переливу ресурсов от эффективно функционирующих предприятий и фирм к сомнительным образованиям с хорошими связями». Коррупция приобрела системообразующий характер, то есть государственные решения принимаются на коррупционной основе или для прикрытия коррупционеров, сидящих на крючке.

Высшая власть потеряла легитимность, а реальные хозяйственные процессы развиваются в теневом секторе. По оценке экспертов американской компании РЭНД «неформальная экономика в России находится в стадии здорового роста».

В очередной раз российская действительность свидетельствует о том, что в этой стране государство и рынок, способный вывести из-под его контроля значительные объемы хозяйственной деятельности, несовместимы! Главное средство борьбы с коррупцией – усиление самоуправления и создание подлинных условий для становления и воспроизводства отношений конкуренции и реализации предпринимательских способностей, что вместе и составляет имманентный смысл рыночных отношений.

Источник

Категория: Другие | Добавил: admin (16.09.2010)
Просмотров: 17906 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Ярослав  
0
В псих.интернате № 16 гор. Москвы регулярно-принудительно собирают деньги с младшего персонала на юбилеи-подарки начальству. Все делается открыто, недовольных прессуют.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
    The Site Language
English, Deutsch, Français

Форма входа

Поиск

Ссылки
  • Консультант +
  • Гарант
  • МООА Свобода выбора
  • Правозащитные организаци
  • Портал о работе ДПС
  • Новости ЮФО
  • Мой ЖЖ
  • Membrana

  • Copyright А.А.Шведенко © 2024Используются технологии uCoz