Жизнь человека в ограниченном пространстве - беспроигрышная
тема для создания очередного киношедевра. Авторы могут придумать всё, что
угодно: психология каждого человека индивидуальна, и реагировать на наличие
строгих границ в передвижении каждый будет по-своему. Кинокартина Александра
Мельника «Новая земля» повествует о
жизни группы заключённых, оказавшихся в ограниченном пространстве - на
небольшом холодном острове.
2013-й год. Смертная казнь повсеместно отменена...
Тюрьмы переполнены
бывшими смертниками, среди которых в основном маньяки, серийные убийцы, люди,
на чьей совести не одна загубленная жизнь. Принимается решение о создании
проекта «Новая земля»: две сотни заключённых с пожизненными сроками отправляют
на остров, где им предстоит находиться до конца своих дней, если, конечно, они
не перебьют друг друга и смогут научиться жить более или менее по-человечески.
Однако порядки, которые со временем устанавливаются на острове, назвать
человеческими никак нельзя. Назревает бунт, в результате которого в живых может
не остаться ни одного человека.
Тема ограниченного пространства становится тем интереснее,
что герои фильма не простые обыватели, а
отвергнутые обществом преступники. Для Александра Мельника «Новая земля» стала
дебютом на режиссёрском поприще. Сценарий к фильму написан Арифом Алиевым, известным по таким
раскрученным проектам как «Монгол», «1612: Хроники смутного времени», «Кавказский
пленник». В главных ролях лауреат
Каннского фестиваля Константин Лавроненко, дебютант Андрей Феськов, Марат
Башаров, Сергей Жигунов и Ингеборга Дапкунайте.
После просмотра «Новая земля» оставляет неоднозначное, но
сильное впечатление. Картина напоминает пятиугольник с глубоко срезанными
углами: сердцевину создатели сохранили в целости и сохранности, очистили от
шелухи и сдобрили пафосными, но мутными религиозными параллелями. А вот с
углами не сложилось: временами лента кажется откровенно недоработанной и сырой.
Фильм действительно получился целостным и красивым, но, как ни странно, моментами
он срывается в обидный примитивизм.
Гнетущую атмосферу картины разбавляет парочка как бы
комичных героев с южным акцентом; они погибают в самом конце, сплетясь в тесных
дружеских объятиях. Розово-белые облака и компьютерное сияние, поглощающие в
финале самолётик главного героя, тоже не располагают зрителя к доверию, уж
больно искусственно они сделаны.
Актёрская же игра безупречна. Зрителей ждёт фантастическое
открытие - дебютант Андрей Феськов, для которого работа в «Новой Земле» -
первая серьёзная роль на большом экране. Молодой актёр даёт фору всем своим
коллегам по съёмочной площадке. С его помощью нервный, психованный Сипа,
биолог-любитель, разматывающий кишки своим жертвам, чтобы посмотреть «как они
устроены», становится чуть ли не главным героем картины. Сипа в исполнении
Феськова приобретает мрачную харизму философа и одновременно убийцы. Актёр не
смотрит в бесконечную пустоту кинозала, он смотрит в глубину зрителя, внутрь
тебя. Работа Феськова восхищает - редкий случай, когда актёра хочется наградить
самыми лестными эпитетами.
Авторы постарались сделать «Новую землю» максимально
актуальной. Действительность в картине отражается с почти зеркальной точностью:
здесь есть и столкновение кавказцев с русскими, и бой двух противоборствующих
сторон с американцами, и история главного героя, предельно похожая на историю
Виталия Калоева.
Даже пафосная, пошлая, до тошноты примитивная музыкальная
составляющая, написанная Андреем Комисаровым и Глебом Матвейчуком, абсолютно
точно укладывается в сегодняшние понятия о том, как должна писаться музыка к кинофильмам.
Тут вам и полный набор голливудских штампов, и тошнотворная, «задушевная» а-ля
рус баллада в конце (куда же без неё). Объяснять и доказывать, насколько
безвкусно сделан этот музыкальный бэкграунд не имеет смысла: кризис музыки в
кино только назревает, и предпосылок к тому, что отечественные композиторы
вдруг включат голову и слух, увы, не наблюдается.
Бог с ней, с музыкой, надо привыкать. «Новая земля» и без неё берет
зрителя за душу, оставляет сильные, яркие эмоции, благодаря чему зрителю придётся
задумываться над увиденным. Придётся, потому что мы давно уже обленились и
размякли от того количества глупости, которым нас потчуют каждую новую
премьеру. В этом смысле дебют Александра Мельника является впрыском адреналина
под изнеженную кожу зрителя. «Хватит спать! Включайте голову! Пора мыслить!», -
такой обобщённый месседж можно было бы составить как вывод из всего увиденного.
Действительно: хватит спать! Просыпайтесь, и - сразу в кинотеатр.
Васса Петрова
Источник: http://www.nashfilm.ru/modernkino/3118.html
|